Управление вниманием

среда, 20 мая 2009 г.

Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим событиям, сформировать готовность к пониманию и анализу сообщения. Для этого инициатору необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием человека. Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств.

Конечно, наиболее надежный и простой способ привлечь внимание человека – начать говорить с ним на интересующие его темы. Однако нельзя не учитывать и то, как вы говорите. Вы можете говорить выразительно, чувственно и эмоционально, а можете говорить безлико и безразлично, понятно, что и воздействие на вашего слушателя при этом будет различным.

Ваш голос – главное средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до партнера. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых вы сможете с легкостью управлять вниманием собеседников:

Повышение голоса

Это наиболее простое средство привлечения внимания собеседника. Речь не идет о повышении голоса до крика. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на собеседника.

Прием нейтральной фразы

Этот прием заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

Прием завлечения

Суть его заключается в том, что инициатор общения произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику приходится прилагать усилия для понимания, которые предполагают концентрацию внимания. Стоит отметить, что прием может быть эффективным лишь в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в себе.

Прием установления зрительного контакта

Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т.д.). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание, постоянно уходя от чего-то взгляда, вы показываете свое нежелание общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для его удержания в процессе общения.

Прием акцентировки

Используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в разговоре. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как: «необходимо подчеркнуть, что…», «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…» и т.д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

Прием навязывания ритма

Внимание человека постоянно колеблется, и если не прилагать усилий для поддержания его внимания, то оно неотвратимо будет переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание. Именно здесь применяется прием навязывания ритма. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, собеседник навязывает слушателю свою последовательность переключения внимания, и не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.
Постоянное изменение характеристик голоса и речи – наиболее простой способ задать нужный ритм разговора.

Прием своевременного использования пауз


Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующих случаях:

- Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию и позволяет говорящему собраться с мыслями.
- Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее восприятия.
- Для управления внимания и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую мысль, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними.
- При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет ее процедуры, не позволяя смешивать различные этапы деловой встречи.

Прием провокации

У собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее уточнить или исправить.

Прием переформулировки

Действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.

Прием гиперболы

Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой теме.
Прием трехходовки

Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется в следующем порядке:

- проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;
- проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован»;
- после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Прием прогноза

Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогноз ожидаемых событий.

Умение управлять вниманием в деловом общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если вы намерены увидеть или услышать именно то, что имеет непосредственное отношение к делу, вы должны уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.


Предлагаю ознакомиться со следующими статьями:



Хотите вернуться к посту позже? Можно добавить в ваши любимые закладки

1 коммент.:

Ильдар комментирует...

Иногда только повышение голоса может помощь.

Отправить комментарий